Альтернативные методы фотографии
Пинхол фотография

История
Основные принципы формирования изображения пинхолом впервые описаны в работах китайского философа Мо Цу в V в. до н. э. В Восточном полушарии формирование изображения при прохождении света через маленькое отверстие описано Аристотелем в IV в. до н. э., однако Аристотель не смог найти объяснение этому феномену. Леонардо да Винчи (1452–1519) описал пинхол в своих работах Codex Atlanticus и Manuscript D, однако эти описания оставались недоступны до 1797 г., когда они были расшифрованы. Первое опубликованное изображение пинхол-камеры встречается в работе астронома Гемма Фрисиуса De Radio Astronomica et Geometrica (1545). Он использовал пинхол для изучения солнечного затмения в 1544 г.

Термин «камера-обскура» впервые был использован Иоанном Кеплером (1571–1630). В то время этот термин обозначал затемненную комнату или тент, в одной стене которой было отверстие с линзой, т.е. конструкция отличалась от камеры-пинхола Фрисиуса. Линза делала изображение ярче и резче. Камера-обскура использовалась художниками для рисования пейзажей.
Первая пинхол-фотография была получена шотландским ученым Дэвидом Брюстером в 1850-е гг. Он же изобрел термин «pinhole», или «pin-hole». Позже был предложен термин «stenopanic photography», и в некоторых странах мира пинхол называют «стеноп». Также используется термин «камера-обскура», хотя изначально он относился к линзовым камерам.

В 1880-е гг. под влиянием импрессионистов в фотографии появляется направление пикториализма, ставящее главной задачей передачу атмосферы, настроения, а не объективное фиксирование реальности. Пикториалисты много экспериментируют с пинхолами, в 1890 г. фотография «The Onion Field», сделанная пинхолом, занимает первое место на выставке Фотографического общества Лондона. Пинхол-фотография становится популярной, создается коммерческое производство многоразовых и одноразовых пинхол-камер. Однако в ХХ в. появляются дешевые массовые линзовые камеры, которые вытесняют пинхол. В 30-х гг. ХХ в. пинхол уже практически забыт и только изредка используется для обучения.

Как работает пинхол
Принцип работы пинхола парадоксально прост и основан на законе прямолинейного распространения света. Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через крохотное отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на чувствительном к свету носителе. В качестве носителя могут выступать обыкновенная фотопленка, фотобумага и даже цифровая матрица. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет полученное изображение (размер отверстия фактически соответствует размеру пятна нерезкости на носителе). Однако при слишком маленьких отверстиях свет, согласно законам дифракции, будет огибать отверстие, и резкость снова понизится. Оптимальный размер отверстия, в зависимости от размеров носителя – от миллиметра до нескольких десятков микрон. Исторически отверстие проделывалось тонкой иглой в металлической фольге (отсюда и название камеры: «pin» – острие, «hole» – отверстие). В современных пинхолах отверстие обычно прожигается лазером, что позволяет точно контролировать диаметр и получать абсолютно ровные края.

Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от отверстия, дает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Поэтому для пинхола формально не существует фокусного расстояния – фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием. Более того, носитель не обязан быть плоским – он может быть цилиндрическим, сферическим и т.п. Выгнутый в сторону от отверстия носитель даже обладает преимуществом – уменьшается падение освещенности по краям кадра, так как свет в этом случае проходит одинаковое расстояние и до центра, и до края кадра. Чтобы привязать параметры изображения пинхола к параметрам обычных линзовых камер, за фокусное расстояние обычно принимается расстояние от отверстия до носителя. Пинхол с расстоянием до носителя 50 мм и размером носителя 6x6 см будет формировать изображение с примерно такими же перспективой и углом обзора, как широкоугольный 50-мм объектив на среднеформатной камере. Простым удалением или приближением носителя изображения к отверстию можно получить сверхширокоугольную камеру, можно – штатник, а можно и телеобъектив.

Техническая простота пинхола дает простор для экспериментов по самостоятельному конструированию камер из самых неожиданных материалов. Известны пинхол-камеры, созданные из банок от пепси-колы, кассет от 35-мм пленки, обувных коробок, бочек, холодильников, фургонов. Поскольку никаких технических ограничений на размер камеры не существует, пинхол может занимать целую комнату. В одной стене комнаты создается отверстие, на противоположную стену проецируется изображение. Такие гигантские камеры неоднократно создавались в ходе художественных выставок, будучи одновременно и средством фиксации изображения, и арт-инсталляцией, и наглядным пособием. Зрители могли находиться как снаружи такой камеры, так и заходить внутрь нее. Для проявки изображений размером 2x32 м, созданного одной из таких невероятных камер на рулоне фотобумаги (Simon Read, Roundhouse, London, конец 1970-х гг.), была создана специальная бригада рабочих, вооруженных ведрами с проявителем и губками!

Особенности изображения пинхола
Изображение, формируемое пинхолом, обладает уникальными особенностями, отличающими его от линзовых камер. Первая из них, наиболее бросающаяся в глаза, – отсутствие понятия «глубина резкости». Как уже упоминалось выше, пинхол дает сфокусированное изображение на любом расстоянии от отверстия. Но это правило распространяется не только на изображение за отверстием, на и на изображение перед ним. Объекты, расположенные в нескольких сантиметрах от пинхола и объекты на линии горизонта, будут переданы одинаково резко! Эта особенность открывает перед фотографом совершенно неожиданные творческие возможности, недоступные для линзовых камер. Понятия далеко и близко исчезают, сливаясь в одну цельную картину. Больше нет разделения по планам: муравей под ногами и дерево на вершине горы живут в кадре на равных правах. Такое изображение с бесконечной глубиной резкости соответствует тому, как мы смотрим на мир глазами, постоянно перефокусируясь на объекте внимания.

Другая особенность пинхола – отсутствие каких бы то ни было искажений. Хроматические и сферические аберрации, астигматизм – все эти болезни линзовых камер, с которыми уже второе столетие борются конструкторы, пинхолу просто не присущи. Да, как это ни парадоксально, для получения совершенного изображения не нужны ни десятки оптических элементов, ни стекла с аномальным рассеянием, ни асферические линзы. Надо всего лишь... упростить конструкцию до абсолютного минимума. Особенно ярко эта особенность проявляется при съемке сверхширокоугольным пинхолом. Можно получить неискаженное изображение с охватом, который достижим только для фишай-объективов.

Последняя, но визуально самая важная особенность – рисунок изображения. Говорить о рисунке изображения пинхола не совсем правильно, поскольку пинхол передает реальность как она есть, не привнося ничего от себя. Любые, даже самые совершенные, объективы искажают реальность, преломляя ее через многочисленные линзы. Объектив активно рисует изображение, делая его таким, каким хотел конструктор, привнося в результат собственное Я. Пинхол же просто отсекает лишние рассеянные лучи, никак не вмешиваясь в формирование изображения. Пинхол дает настоящую, истинную картину мира, какой ее, наверное, видит только сам Творец...

Изображение, формируемое пинхолом, не похоже на рисунок ни одного из современных объективов. Если попытаться отыскать аналогии, то ближе всего к пинхолу окажется рисунок монокля, еще одного образца оптической простоты. Рисунок пинхола такой же мягкий, но более строгий, без того буйства светов, которым славится монокль. У пинхола получается немного отстраненное изображение, лишенное излишней конкретики и бьющей по глазам резкости современной оптики. Примерно таким же мы видим изображения в наших воспоминаниях, поэтому рисунок пинхола у многих подсознательно ассоциируется c понятием вечность.

Может пригодиться: